Главная » 2009 » Октябрь » 17 » Виды финансового контроля, органы его осуществляющие.
23:04
Виды финансового контроля, органы его осуществляющие.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по Разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль проводится до совер¬шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предуп¬реждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению докумен¬ты, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе со¬вершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования де¬нежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осущест¬вляемый после совершения финансовых операций (после исполне¬ния доходной и расходной частей бюджета; использования пред¬приятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисцип¬лины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу требований законо¬дательства, например контроль со стороны представительных (за¬конодательных) органов власти за исполнением бюджета по ито¬гам за год; б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по во¬просам налогообложения со стороны налоговых органов, кон¬троль, проводимый на основе решений правоохранительных орга¬нов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.
Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осу¬ществляющих его. В этом случае выделяется финансовый кон¬троль: а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; б) аппарата Президента РФ; в) исполни¬тельных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредит¬ных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) обще¬ственный; ж)аудиторский.
Принцип разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны, орга¬нов представительной власти исключительно важную роль, оп¬ределяет его новое содержание. Основы этого контроля закрепле¬ны конституционно: в Конституции РФ, в конституциях респуб¬лик в составе РФ, а также в уставах краев, областей, дру¬гих субъектов РФ. Финансовый контроль в них выделен особо.
ГД рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Прави¬тельством РФ (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции), а также отчеты о внебюджетных государственных социальных фондах. Контроль¬ные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые СФ и ГД в рамках своих предметов ведения (ч. 3 ст. 101 Конститу¬ции РФ). Особая роль среди них принадлежит Комитету ГД по бюджету, налогам, банкам и финансам и Коми¬тету СФ по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, осуществляющих контроль в этой об¬ласти в целом. Финансовый контроль СФ и ГД проводится также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях. Так, Государственная Дума проводит слушания по вопросам формирования и исполнения фе¬дерального бюджета. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета СФ и ГД образуют Счетную па¬лату РФ. Состав и порядок деятельности Счетной палаты опреде¬ляются федеральным законом.* К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности замести¬теля Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный ФС РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 За¬кона).
Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон¬трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:
— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использова¬ния федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проек¬тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет¬ных фондов;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государствен¬ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— анализ выявленных отклонений от установленных показате¬лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет¬ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст¬ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет¬ных фондов в ЦБ РФ, уполно¬моченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
— регулярное представление СФ и ГД информации о ходе исполнения федерального бюдже¬та и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала¬ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.
Все органы государственной власти в РФ, ОМСУ, ЦБ РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы, государственной власти субъ¬ектов РФ, что закреплено в их законодатель¬стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления — уставы муниципальных образований, положе¬ния и др.
На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен¬ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава¬емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.
Представительные органы местного самоуправления также об¬разуют на своем уровне контрольные органы.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган — Глав¬ное контрольное управление Президента РФ.
Органы исполнительной государственной власти общей ком¬петенции — Правительство Российской Федерации, правительст¬ва, администрации субъектов Федерации направляют контроль¬ную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа¬нии Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституцион¬ного закона «О Правительстве РФ» контроли¬рует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осущест¬вляет валютный контроль.
Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразде¬лениями и органами, а также Министерство РФ по налогам и сбо¬рам, Гос таможенный комитет РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министерст¬ва финансов или финансовые управления администраций, в муниципальных образованиях — финансовые отделы или управления администраций, формируются соответствующие казначейства и налоговые службы.
На Мифин РФ возложено проведение в рам¬ках его компетенции гос фин контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств гос внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с гос внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Гос фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранени¬ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон¬троль за обеспечением платежеспособности страховщиков; кон¬троль за качеством аудиторских проверок; за доходами от проведе¬ния лотерей, зарегистрированных в РФ.
Ведомственный фин контроль — это контроль мин-в, ведомств, других органов исполнительной власти, государ¬ственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Рабо¬та контрольно-ревизионных подразделений находится под контро¬лем Минфин РФ, финансовых органов субъектов РФ. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Прави¬тельству РФ.
Важное значение в условиях формирования рыночных отноше¬ний имеет развитие аудиторского финансового контроля.
Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневе¬домственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности — аудиторской дея¬тельности.
Порядок проведения аудиторского финансового контроля уре¬гулирован Указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ» от 22 декабря 1993 г. и утвержденными этим Указом Временными правилами аудиторской деятельности в РФ. Аудиторская деятельность согласно этим актам представляет собой предпринимательскую деятельность ау¬диторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчет¬ности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (услуги по ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и т.п.).

Просмотров: 1692 | Добавил: Варвар | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пользуйтесь
Уникальные статьи [80]
лучшие статьи на сайте, по совету размещения на своем сайте таких статей пишите на мыло администрации
Ищите
Читайте
Отвечайте ;)
Считаете ли вы, что в нашем Законе нету ошибок?
Всего ответов: 23