Понятие и методы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Итак, финансовая деятельность государства — это осущест¬вление им функций по планомерному образованию (формирова¬нию), распределению и использованию денежных фондов (финан¬совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес¬кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея¬тельности государственных органов. Финансовая деятельность муниципальных образований, осу¬ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель¬ством о местном самоуправлении.* Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формирова¬нию), распределению и использованию муниципальных (мест¬ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес¬ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса¬ми деятельности органов местного самоуправления. Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и разли¬чается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво¬бодное развитие человека. Содержание финансовой деятельности государства и муници¬пальных образований выражается в многочисленных и разнооб¬разных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и ис¬пользование государственных или муниципальных (местных) де¬нежных фондов*. Неотъемлемым элементом каждой из них явля¬ется функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержа¬нию всей данной деятельности. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает как важная и необходимая составная часть ме¬ханизма социального управления. Это выражается в том, что ак¬кумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приори¬тетности финансируемых мероприятий на соответствующих эта¬пах развития страны, ее внешних и внутренних условий. Посредством финансовой деятельности создается материаль¬ная основа, необходимая для функционирования органов государ¬ственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных от¬ношений и местного самоуправления. Важной ее стороной являет¬ся распределение финансовых ресурсов между федеральными ор¬ганами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масшта¬бах всей России, а также соответствующих территориальных уров¬ней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономичес¬кого развития регионов при создании единого экономического про¬странства. Как управляющая система финансовая деятельность осущест¬вляется разнообразными методами. Их выбор зависит от ряда факторов: задач государства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющих¬ся в распоряжении государства или муниципального образования, и потребностях в средствах, от состояния экономики страны; при¬оритетности мероприятий и т.д.
|