Система и источники финансового права. Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множе¬ства отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последова¬тельности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предна¬значение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэто¬му на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребнос¬ти практики. Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположе¬ние финансово-правовых норм в определенной последователь¬ности. В системе финансового права выделяются части, разделы, под¬отрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каж¬дой из них относится к важным достижениям отечественной пра¬вовой науки. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и мето¬ды финансовой деятельности государства и муниципальных обра¬зований, систему государственных органов, осуществляющих фи¬нансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и мето¬ды и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они дейст¬вуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение. В Особенную часть финансового права входят разделы, в кото¬рых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных денеж¬ных фондов; в) финансов государственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственного и муниципального кредита; е) организации имущественного и личного страхования; ж) государственных и муниципальных расходов; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. В системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципаль¬ный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансо¬вого права. Источники финансового права РФ — это правовые акты представительных и исполнительных орга¬нов государственной власти и местного самоуправления, в кото¬рых содержатся нормы финансового права. Главный источник финансового права — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации.* В них закрепляются основы правовой организации финансовой де¬ятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым зве¬ньям финансовой системы. Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др. Источники финансового права РФ неоди¬наковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоя¬щее время расширяется сфера регулирования финансовых отно¬шений законодательными актами, что важно для повышения ав¬торитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сфе¬рам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о госу¬дарственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов го¬сударственного управления. Нормы финансового права содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства РФ (напри¬мер, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансово¬го права. Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Минфин РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сбо¬рам и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими эко¬номическими или иными службами (Российским статистическим агенством, Гос таможенным комитетом РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.
|