Главная » 2009 » Октябрь » 17 » Субъект финансового права
23:02
Субъект финансового права
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником фи¬нансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимы¬ми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотно¬шения — это реальный участник конкретных правоотношений.
Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализован¬ной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обуслов¬ленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Напри¬мер, не требуется и не предполагается реализация всех прав, кото¬рыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.).
Особенности круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяют¬ся субъекты российского права: а) государство и его территориаль¬ные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуаль¬ные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием. Возможно подразделение субъектов финансового права и на две группы:
а) организации, куда входят две первые из названных выше групп, и б) граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответст¬венности субъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов фи¬нансового права.
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:
РФ;
субъекты РФ — республики, края, облас¬ти, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;
муниципальные образования — городские, сельские поселения и иные территории;
административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;
административно-территориальные образования особого ре¬жима.
Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным пра¬воотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправле¬ния, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Кон¬ституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его терри¬ториальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу — государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплек¬сом прав на получение определенных бюджетных доходов и ис¬пользование их для социально-экономического развития соответ¬ствующей территории.
РФ ее субъекты и муниципальные образо¬вания выступают субъектами права и в других финансовых отно¬шениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государст¬венных (или муниципальных) займов, при использовании банков¬ского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соот¬ветствующие органы государственной власти и местного самоуп¬равления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финан¬совых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т.е. соответствующего государственного или мест¬ного бюджета.
Коллективными субъектами финансового права являются го¬сударственные и общественные организации, к числу которых от¬носятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учрежде¬ния, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.
В их круг входят: органы представительной власти и исполни¬тельной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти — как органы общей ком¬петенции, так и различные органы специальной (отраслевой) ком¬петенции — министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).
Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга¬низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве ос¬новной цели своей деятельности они преследуют извлечение при¬были и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие органи¬зации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансо¬вый план. Однако законодательством предусматривается возмож¬ность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную сто¬имость).
Выполнение правил, закрепленных в финансово-правовых нор¬мах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых правоот¬ношений. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего проведением разъяснительной работы. В результате требования финансово-правовых норм вы¬полняются большей частью субъектов добровольно. В случае нару¬шения установленных в области образования, распределения и ис¬пользования государственных и местных денежных фондов пра¬вил вводится в действие метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения. Такая последовательность свойственна высокому уровню правосо¬знания, к которому в области финансов в условиях перехода к рыночным отношениям необходимы повышенные требования.
Меры государственного принуждения являются неотъемле¬мым элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и любых других общественных отношений. Сле¬довательно, использование этих мер необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Это относится ко всем видам субъектов — государству, его территориальным подразде¬лениям, органам государственной власти и местного самоуправле¬ния, предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях — вос¬становление нарушенных прав.
Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административ¬ном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.
Просмотров: 5930 | Добавил: Варвар | Рейтинг: 2.5/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пользуйтесь
Уникальные статьи [80]
лучшие статьи на сайте, по совету размещения на своем сайте таких статей пишите на мыло администрации
Ищите
Читайте
Отвечайте ;)
Считаете ли вы, что в нашем Законе нету ошибок?
Всего ответов: 23